Интервал между буквами (Кернинг):
Артиллеристы в наступлении.
Посещая наш музей, обращаете ли вы внимание на выставку портретов, автор которых фронтовой художник А. Ляхов? К сожалению, чтобы хорошо рассмотреть их, вы должны высоко поднять голову. А ведь портреты заслуживают самого пристального внимания, на них изображены артиллеристы 448 артиллерийского полка, которые почти два года вели борьбу за освобождение нашего города. Вот как вспоминает об этом командир орудия 448-го артполка М. Самыгин:
«Из многих боев, проведенных под Велижем, мне особенно запомнился бой 17 января1943 года, кода наша батарея прямой наводкой вела огонь по немецким укреплениям и огневым точкам, поддерживая наступление пехоты. Ранее, 15 января командир батареи Карабанов пришел к нам, забрал меня и старшего сержанта Шуру, и мы пошли на передний край. Нам нужно было выбрать позицию для стрельбы. В эту ночь и на следующий день мы буквально облазили передний край и решили поставить наше орудие вплотную к боковой стене одной из церквей (церкви Трех Святителей, как выяснилось потом).
Позиция была выбрана удачно. Во-первых, прямо перед ней на расстоянии 300 м друг от друга находились два немецких дзота, во-вторых, наше орудие прикрывалось от немецкого огня зданием церкви, а с другой – вплотную к позиции подходил овраг.
Он служил нам хорошую службу: когда немцы обстреливали нас из минометов, то большинство мин рвалось в овраге, не причиняя нам вреда.
В ночь с 16 на 17 января мы привезли орудие на выбранное место. Поставить его под носом у немцев было делом не простым. Возил его гусеничный трактор, издающий много шума. Трактористы придумали какие-то глушители, и пушка была доставлена буквально «шепотом». Установив орудие, соорудили себе землянку под полом церкви. Стали ждать команды: «К бою».
Первый снаряд я послал ниже амбразуры. Зато второй угодил в амбразуру, и перекрытие дзота развалилось. Во второй дзот попали с первого раза.
Пехота пошла в атаку. Немцы вели огонь из уцелевших точек. Комбат заметил, что с колокольни церкви, правее подавленных дзотов, бьет пулемет. Пришлось выпустить 5 или 6 снарядов по церкви.
Потом мы вели огонь по немецким окопам. Пехота под прикрытием нашего огня пересекла Западную Двину и ворвалась в захваченную немцами часть города. К середине дня город почти был освобожден. Но фашисты подтянули свежие силы, и нашей пехоте пришлось отступить».
Это было только один бой в боевой жизни 448-го артполка, бойцов-артиллеристов. Портреты двадцати из них можете увидеть в музее.
Автор этих работ – Александр Иванович Ляхов. Он родился в 1921 году в Донецке. Окончил художественную школу для одаренных детей в Ленинграде и художественное училище. Войну начал рядовым бойцом на Смоленщине, под Ельней. Закончил её капитаном под Кенигсбергом.
После окончания войны А. Ляхов руководил изостудией при Доме культуры в Донецке. Вместе с командиром 448-го артполка М. Я. Штульбергом и комиссаром П. Г. Михалевым в 70-е годы Александр Иванович часто бывал в Велиже. Городу он подарил портреты своих однополчан. О них он писал в 42 – 43 гг. в газете 4-й Ударной армии «Врага на штык». Статья так и называлась: «Артиллеристы в наступлении». В 1970 году П. Г. Михалеву было присвоено звание «Почетный гражданин г. Велижа».
Автор: Качулина Л.А.